Размещение школьной мебели

Между рядами столов (парт) и стенами учебного помещения придерживаются следующие установленные расстояния:

В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации от внешней стены к первому ряду столов (парт) - 0,6-0,7 м; от внутренней стены к третьему ряду столов (парт) - 0,5-0,6 м; от задней стены к столам (парт) - 0.4-0,5 м; от классной доски к первым столам (парт) - 2,4 м; между рядами - 0,6-0,8 м. 

В учебных помещениях квадратной и поперечной конфигурации при размещении мебели в четыре ряда расстояние от классной доски к первым столам (партам) должна быть не менее 3,0 м, что при длине доски в 4 м обеспечивает "угол зрения" для школьников, которые сидят за первыми столами (партами) в первом и четвертом рядах, не менее 35°; расстояние от окон до первого ряда столов (парт) - 0,8-1,0 м; ширина проходов между рядами - не менее 0,6 м, от последних столов (парт) к шкафам, расположенным вдоль задней стенки помещения - 0,9-1,0 м.

 Рабочая поза и ее правильное формирование

     Важно не только обеспечить рабочее место, которое отвечает росту школьника, но и приучить его сохранять во время учебных занятий наименее утомляющую позу - сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову, ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол (подножку), предплечье свободно лежать на столе. 

    Воспитывать правильную посадку в школьников необходимо из первых дней посещения школы; для обучения школьникам первых классов следует выделить специальный урок. 

    Учитель демонстрирует таблицу "Правильное сидение при письме". После рассмотрения школьниками таблицы учитель спрашивает, как ученик (ученица) держит голову, руки, как опирается на спинку парты (стула), где находятся ноги. 

   При письме школьник опирается об спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается об спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки, просит школьников всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет, если будет потребность их позу. 

   Выработка определенной привычки достигается не только объяснением, подкрепленным показом и систематическим повторением. Для выработки привычки правильной посадки учитель должен повседневно контролировать правильность позы школьников во время занятий. Роль учителя в воспитании у детей правильной посадки особенно большая на протяжении первых трех-четырех лет обучения в школе, когда в них формируется эта привычка.