Мультимедийный комплекс в школе.

Современную школу уже невозможно представить без компьютерной техники и компьютерных технологий. Они так прочно вошли в нашу жизнь, так закрепились в ней, что невозможно найти человека, который бы не понимал о чем идет речь. Образование не стало исключением из этого процесса.

Согласно приоритетного проекта развития образования в школах начали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и тому подобное. Таким образом, применение их на уроке не является сегодня экзотикой, и, наверное, впервые техническое оборудование школ в целом и кабинета в частности, осуществляется быстрее, чем дидактическое сопровождение этого процесса. Речь идет не о нехватке готовых дисков в магазинах, а о готовности учителя применить все имеющиеся возможности для обучения на уроке. 

Но во-первых мы рассмотрим вопрос:

Что такое мультимедийный комплекс и какие преимущества его использования?

Мультимедийный комплекс (МК) это интерактивная доска + персональный компьютер + мультимедийный проектор. 

complex1

Такой комплекс сочетает в себе все преимущества современных компьютерных технологий и выводит процесс обучения на качественно новый уровень. Он соответствует тому образу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, которое выросло на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

Компьютерных наглядных материалов и учебных ресурсов по любой теме или предмету можно найти множество и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться о хранении бумажных карт, плакатов и т.д. - в них просто отпадает необходимость.

МК поможет Вам освободиться от рутины и найти время для творческой работы.

Вы получите возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией - выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с различными компьютерными программами. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к компьютеру.

Благодаря наглядности и интерактивности, Вы привлечете весь класс к активной работе.

Школьная доска - это неотъемлемая составляющая любого учебного класса, место обмена информацией между учениками и учителем. Интерактивная доска - это живое взаимодействие учителя и учеников, управление процессом обмена информацией между ними. Она не только отражает, что происходит в компьютере, но и дает возможность вносить исправления и коррективы, делать цветные пометки и записывать комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. К компьютеру и, как следствие, к интерактивной доске можно подключить микроскоп, Web - камеру, цифровой фотоаппарат или видеокамеру. И со всеми этими отраженными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.

Работая с интерактивной доской, Вы всегда находитесь в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом.

interactive board school38

Например, для учителя физики использование наглядных моделей, интерактивных анимаций, помогает в проще и понятнее объяснить суть сложных физических явлений, продемонстрировать «виртуальные» опыты и эксперименты.

В преподавателей иностранных языков ресурсов еще больше, и варианты использования доски разработаны тоже самые разнообразные. Интерактивные упражнения для учащихся, возможность сочетать в них звук и видео, останавливать воспроизведение в нужном месте, чтобы задать вопрос, проанализировать, обсудить, проверить и т.п. Распространенные и популярные во всем мире курсы английских, французских, германских языков уже выпускаются не только в виде книг, но и в виде версий, специально предназначенных для преподавания с интерактивной доской.

Использование интерактивной доски на уроке может увеличить эффективность обучения учащихся в школе. За счет чего это происходит? Как раскрыть потенциал интерактивной доски и сделать ее незаменимым спутником учителя?

Мы определили ключевые направления применения интерактивной доски:

  • Презентации, демонстрации и моделирование.
  • Повышение активности учащихся на уроке.
  • Увеличение темпа урока при использовании интерактивной доски.

1. Презентации, демонстрации и моделирование.

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учащихся. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и т.п.).

Учителя могут использовать управление интерактивной доской, чтобы подать исследуемый материал захватывающими и динамичными способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не притрагиваясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это происходит в режиме реального времени.

2. Повышение активности учащихся на уроке.

Многие учителя утверждают, что ученики более активны и заинтересованы на уроке, на котором используется интерактивная доска. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, а ученики - более нацелены на работу.

3. Увеличение темпа урока при использовании интерактивной доски.

Если у вас есть интерактивная доска, то больше не придется ждать, когда ученик напишет задание на доске, и несколько минут урока будут потеряны - учитель может выводить на экран заранее подготовленные материалы, и время урока будет использовано только для решения поставленных задач.

Все записи на интерактивной доске могут быть сохранены в компьютере и снова открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни.

Учителя, которые начали работать с интерактивной доской, отмечают положительные изменения как во время урока, так и в объеме материала, понимаемого учеником. Учителя утверждают, что с использованием интерактивной доски они успевают подать больше информации за меньшее время, и при этом ученики активно работают на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал. Интерактивная доска становится незаменимой для учителей по любому предмету: языку или математики, физики или химии, информатики или окружающего мира.

Итак основные способы использования интерактивной доски это:

  • возможность делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений
  • групповые формы работы
  • спільна робота над документами, таблицями або зображеннями (також за допомогою конференц-зв'язку)
  • управления компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)
  • работа с интерактивной доской как с обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на принтере
  • изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски
  • изменение любых документов или изображений на экране, использование каких-либо пометок
  • сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках или через интернет
  • передача сохранившихся во время урока записей любому ученику, что пропустил занятия или не успел сделать соответствующие записи в своей тетради
  • демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса
  • демонстрация учебных видеороликов
  • создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши
  • создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, экономит время на уроке

     Какие преимущества интерактивной доски?
     В чем же основные преимущества интерактивной доски перед обычной?
     Почему интерактивные доски становятся все более популярными?
     Почему школы не жалеют денег на приобретение столь дорогостоящего оборудования для кабинетов?

Интерактивные доски похожи на обычные доски, но в то же время они помогают учителю использовать средства обучения легко и непринужденно, находясь в постоянном контакте с классом.

school38

Интерактивные доски помогают расширить использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств.

Интерактивные доски позволяют учителю увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, как картинка из интернета или крупномасштабная таблица, текстовый файл или географическая карта. Интерактивная доска становится незаменимым спутником учителя на уроке, отличным дополнением его словам.

Интерактивные доски позволяют учителю создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке.

Интерактивные доски позволяют ученикам воспринимать информацию быстрее, брать ученикам участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными.

Интерактивные доски позволяют учащимся выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем.

Интерактивные доски позволяют проводить проверку знаний сразу во всем учебном классе, организовать грамотный обратной связи "ученик - учитель".

Интерактивные доски - это средство или инструмент познания на различных уроках. Интерактивные доски способствуют развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Интерактивные доски вносят и этический компонент - компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Они только могут поддерживать потенциал их общего стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где учащиеся, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями по исследуемому материалу.

Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.

Самые богатые возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить ученика большим количеством готовых, четко отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать их интеллектуальные, творческие способности.

Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Такая форма подачи материала позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедиа сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к обучению в целом и к определенному предмету в частности;
  • предоставить учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Конечно, использование мультимедийного проектора, демонстрация или фронтальная работа с классом на уроке дают наглядное представление, но более полное раскрытие возможностей мультимедийных технологий на уроке достигается не только фронтальной работой, но и в индивидуальной работе каждого ученика с интерактивным продуктом.

Надо отметить, что мультимедийные программные средства несут в себе широкие возможности, главное, чтобы это поняли те, кого обучают. Это понимание должно перерасти в интерес не только учеников, но и учителя, что позволит ему по-новому взглянуть на методику построения уроков.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, усиливается при подключении зрительной памяти.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные (временные) характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в этом случае увеличивается и несет познавательное нагрузки. Это необходимое условие успешности обучения, потому что без заинтересованности по пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Мультимедийный комплекс вообще и компьютер в частности - простой инструмент, который призван освободить Вас от рутинной работы поиска дидактического материала, составление задач, тестов, демонстраций, привнести в вашу работу новые творческие возможности, удобство и комфорт. Использование компьютерных технологий необходимо не только на уроках информатики, но и на уроках по другим предметам.

А научиться работать с мультимедийным комплексом не так уж и сложно. Такой комплекс сразу поставляется с программным обеспечением, которое является интуитивно понятным и простым в освоении.

Попробовав самостоятельно поработать с интерактивной доской, Вы очень быстро освоите основные функции и почувствуете уверенность в своих силах. Ученикам просто понравится работать с ней, учиться станет интересно и увлекательно.