О стандартах на размеры школьной мебели

Использование школьной мебели, которая отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, имеет большое значение для обеспечения длительной работоспособности, правильного физического развития, профилактики нарушения осанки и зрения у школьников.

505051064

    В процессе учебных занятий организм учащегося получает статическую нагрузку, что обусловлено необходимостью длительное время сохранять рабочую позу. Эта нагрузка резко увеличивается в случаях неправильного подбора школьной мебели, несоответствия ее размеров росту учеников и другим соматометрических параметрам. Одновременно возникают условия, способствующие развитию близорукости и ее прогрессированию, нарушению осанки. Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели, в первую очередь, касаются ее размеров.

    Специальными измерениями было установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров школьной мебели, и их соотношение, при колебании роста детей и подростков в пределах пятнадцати сантиметров, существенно не отличаются. Поэтому для школьников был принят распределение ростовой шкалы с интервалом в 15 см.

     В таблице 1 приведены данные о соотношении между ростом ребенка и высотой ученических столов и стульев.

Таблица 1. Ростовые группы ученических столов и стульев

Цветовая отметка

Ростовая группа

Высота стола / стула, Н, мм

Рост ученика в см

Для какого классу рекомендовано

 

Оранжевая

 

I

460/260

100/115

<1

 

Фиолетовая

 

II

500/300

115/130

<1

 

Желтая

 

III

580/340

130/145

<1

 

Красная

 

IV

640/380

145/160

1-3

 

Зеленая

 

V

700/420

160/175

4-7

 

Голубая

 

VI

760/460

>175

8-11

В школьной мебели обязательно должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: высоты столешницы стола и стула (скамьи) со спинкой.

    Расстояние (по вертикали) от заднего края стола до сиденья - дифференция - равен разности высот сиденья и локтя свободно опущенной руки сидящего школьника с добавлением 5,0-6,0 см. Заниженная или завышенная дифференция заставляет школьника опускать или поднимать правое плечо во время письма , что приводит к асимметрии тела и искривление позвоночника, а также к недопустимому сокращению или увеличению расстояния от глаз до книги (тетради).

     Расстояние (по горизонтали) между краем столешницы стола и краем сиденья стула - дистанция сиденья - должно быть только отрицательной (Не менее 4-х и не более 8-ми см). При нулевой и особенно положительной дистанции школьник, для правильного размещения предплечья на столе, вынужден тянуться вперед; рабочая поза становится неудобной, создаются условия, увеличивающие статическую нагрузку и ускоряют утомления.

     В классе, оборудованном светлой мебелью (обработка с сохранением текстуры), в то же время дня, при одинаковой ориентации окон и окраске стен освещенность на 20% выше, чем в классе, оборудованном партами (столами), окрашенными в черный или коричневый цвета. Поэтому среди всех разнообразие цветовой гаммы ДСП наиболее целесообразно использовать цвета "Бук Бавария" и "Вишня Оксфорд".